Форма входа

Закрыть
Закрыть
Новости библиотечной системы
Николай Яковлевич Мясковский

20 апреля 2021 года исполняется 140 лет со дня рождения Николая Яковлевича Мясковского
С 9 по 13 марта в Свердловской филармонии  стартовал проект «Мясковский. Диалоги»,  приуроченный к 140-летию со дня рождения одного из значимых композиторов советской эпохи Николая Яковлевича Мясковского. За  это время в филармонии прошли три концерта композитора. Проект объединил  три  тематические выставки. Также были  представлены предконцертные  лекции музыковеда Ирины Винкевич. День официальной презентации проекта 9 марта стал днем рождения нового коллектива Свердловской филармонии - «Мясковский-квартета»,
Британский композитор, внук Сергея Прокофьева, Габриэль Прокофьев так сказал о проекте и деятельности Свердловской филармонии: «Нам нужны такие институты, как Свердловская филармония, чтобы продвигать такую музыку. Этот фестиваль, на самом деле, фантастический».
    Чтобы понять творчество композитора, надо обратиться к его биографии, и времени в котором он жил и творил.
  Николай Яковлевич Мясковский — русский композитор, педагог и музыкальный критик родился  20 апреля1881 года.
   Будущий композитор  появился на свет в семье потомственного военного инженера Якова Константиновича Мясковского. Мама композитора - Вера Николаевна Мясковская (Петракова),  тоже происходила из семьи военных.
Большая семья Мясковских постоянно переезжала с места на место из - за назначений Якова Константиновича на новые места службы. Когда мальчику было 7 лет, умерла его мама, оставив сиротами пятерых детей. Первой учительницей музыки стала для юного Коли сестра отца  Еликонида Константиновна. В 12 лет Николай становится учеником  сначала Нижегородского  затем Петербургского кадетских  корпусов. В Петербурге юный Николай занимается музыкой у домашнего учителя музыки.
   В 1902 году Мясковский получает диплом военного инженера. Но тяга к музыке  заставила его покинуть военную службу. В 1906 году Мясковский поступает в Петербургскую консерваторию. Здесь у него завязывается крепкая дружба с Сергеем Прокофьевым.
  В это же время он приступает к написанию симфонии, и симфонической оркестровой сказки «Молчание».
  В  1911 началась музыкально-критическая деятельность Мясковского.  За три года им было написано в журнале 114 статей о русской и зарубежной музыке
  С первых дней Мировой войны Николай Яковлевич на фронте. Впечатление от военных действий и последующей за ними Октябрьской революции нашли отражение в его музыке (Четвертой и Пятой симфониях).
  Николай Яковлевич, как кадровый военный, прослужил  в этот сложный для России период до 1921 года (конца Гражданской войны). В 1919 он был избран в бюро «Коллектива московских композиторов». В это время он пишет много статей о музыкальной жизни.    В 1921 он становится профессором  в Московской консерватории, где работал до конца жизни
Шестая симфония — самое сложное, многоплановое и значимое произведение Мясковского.  4 мая 1924  состоялось первое исполнение Шестой симфонии  в Большом театре.   Музыкальная общественность с восторгом встретила это произведение Николая Яковлевича.
   Мясковский никогда не кривил душой и не раз подвергал критике представителей  «пролетарской культуры» в музыке.  Сторонники «агитационной музыки»  обвиняли композитора в чуждой идеологии. А за границей его произведения в это время пользуются большим успехом.    Вот что пишут критики о творчестве Мясковского в это время: « 24 января 1926 года в первом симфоническом концерте современной русской музыки в Праге были исполнены Шестая и Седьмая симфонии Мясковского, причём последняя была премьерой. Дирижёра Сараджева вызывали тогда семь раз, а Шестая симфония произвела такое впечатление, что публика вообще не хотела отпускать его с эстрады».
   Советские композиторы в 30 годы прошли обучение у Николая Яковлевича Мясковского.  Это  80 композиторов, среди которых были: Галынин, Кабалевский, А. Ф. Козловский,  Мосолов, Мурадели, Пейко, Половинкин, А. И. и К. С. Хачатуряны, Б. А. Чайковский, Шебалин, Эшпай.  
  Шестнадцатая симфония Мясковского (1936) — одна из  самых ярких  в истории советской симфонической музыки.  Прокофьев так писал об этой симфонии: «По красоте материала, мастерству изложения и общей гармоничности настроения это настоящее большое искусство, без поисков внешних эффектов и без перемигивания с публикой»
  Затем свет увидели  пять симфоний, два Струнных квартета, Концерт для скрипки с оркестром, а также фортепианные пьесы, романсы и песни.  Никто до Мясковского  из советских композиторов  не создавал симфонию для духового оркестра.
  Двадцать Первая симфония-элегия, получила наибольшее признание у зрителей.  В 1941 году за неё Мясковскому присудили Сталинскую премия 1-й степени.
  В дни войны композитором были  написаны два марша для духового оркестра.      
Виолончельный концерт Мясковский написал осенью 1944 года.  Ростропович считал, что этот концерт входит в десятку лучших виолончельных концертов.
  В последние годы жизни  Мясковский  сочиняет несколько фортепианных сонат, Эти годы были омрачены для композитора советской цензурой.
В статье « Жизненный и творческий путь Мясковского. Композитор Николай Яковлевич Мясковский. "Мясковский Николай Яковлевич" в книгах» на сайте https://astroneergo.ru/zhiznennyi-i-tvorcheskii-put-myaskovskogo-kompozitor-nikolai-yakovlevich/мы читаем: «Мясковский — сын своей эпохи — композитор глубоко трагический. В Галиции ему довелось пройти фронт Первой Мировой войны поручиком сапёрного батальона (по настоянию отца, генерала русской армии, он получил образование военного инженера в кадетском корпусе). Человек, столько раз видевший вокруг себя жуткую смерть, — когда от людей оставались лишь клочья кровавого мяса, притом смерть совершенно ничем не оправданную, — наверное, и к жизни начинает относиться по-другому. Вероятно, именно поэтому Мясковский никогда не боялся репрессий. Поэтому же Союз композиторов, когда в 1948 году участвовал в кампании беспрецедентной травли самых талантливых советских музыкантов, так и не дождался от Мясковского ни одного покаянного письма (их написали тогда все ведущие композиторы, кроме него одного), — да и вообще не дождался от него ни единого слова жалобы»

   Николай Яковлевич скончался дома 8 августа 1950 года в возрасте 69 лет, его похоронили на Новодевичьем кладбище.
  Итогом его творческого пути стали 27 симфоний, 15 симфонических произведений, концерты для скрипки и виолончели с оркестром, 13 струнных оркестров, 2 сонаты для виолончели и фортепиано,  более 100 фортепианных произведений и  романсов.
  Все его произведения отражают  внутренние переживания человека, они не спорят и не поучают.
   Музыка Николая Яковлевича Мясковского не так часто звучат у нас в стране, за границей она исполняются более часто.    
   Проект Свердловской филармонии, подготовленной к 140 летию композитора,  приблизил нас к пониманию  музыки Николая Яковлевича Мясковского.  Филармония сделала первые шаги к раскрытию тайн музыкального наследия композитора  
 
 

 

Методист Обросова Н. И.

 


Теги: Мясковский, Николай, яковлевич
Просмотров: 98
Опубликовано: Центральная районная библиотека им. А.С. Пушкина
19.06.2021


Комментарии: 0