
Родился в 1908 году в селе Ертарка. Трудовую деятельность начал с 11 лет, работая батраком по деревням, а затем рабочим на Ертарском стекольном заводе, где долгие годы трудились его родители – потомки крепостных. В 12 лет осиротел. По путёвке завкома направляется в город Пермь, на рабфак. На красавице Каме он впервые увидел пароходы, которые пленили воображение юноши. Им позднее он посвятил всю свою жизнь. По окончанию рабфака Андрей призывается в армию.
В 1933 году после демобилизации поступает в Ленинградский кораблестроительный институт, который окончил в 1939 году. Прошёл большой творческий путь от рядового конструктора до начальника конструкторского бюро.
В 1962 году Перевозчиков А. Е. был назначен начальником и главным конструктором ЦКБ "Айсберг". А в 1968 году начался новый, самый ответственный период в жизни Андрея Егоровича. Он назначается Главным конструктором атомного ледохода "Арктика". Как руководитель коллектива и главный конструктор проекта, он много сил и энергии вложил в организацию работ, обеспечивая квалифицированное руководство важнейшими участками проектирования.
9 августа страну облетела радостная весть. Все средства массовой информации сообщили, что могучий гигант - атомоход "Арктика", выйдя из г. Мурманска, идет к Северному полюсу, круша льды в белой пустыне. А 17 августа "Арктика" достигла точки, в которой сходятся все меридианы Земли.
Создание под руководством Андрея Егоровича Перевозчикова атомного ледохода "Арктика", а вслед за ним атомного ледохода "Сибирь" явилось выдающимся достижением мирового судостроения. Ранее Андрей Егорович принимал участие в создании атомохода "Ленин", который был спущен на воду в 1959 году.
А.Е. Перевозчиков награжден двумя орденами Ленина, Октябрьской революции, Трудового Красного Знамени, медалями. За выдающиеся заслуги в создании атомного ледохода "Арктика" ему присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и молот".
Атомоход "Арктика", проект которого разрабатывал А.Е. Перевозчиков, очень сложен. Его мощность 75 тысяч л.с. Если соединить все трубы различных диаметров воедино, то они протянутся на 260 км. Водоизмещение корабля составляло 19300 тонн. Максимальная скорость хода - 21 узел. Электроосвещение обеспечивали две автономные электростанции, суммарной мощностью 11 400 киловатт.
Вот вехи большого пути:
9 августа 1974 года атомоход "Арктика" вышел из Мурманска.
10 августа - пересекает Баренцево море, идёт к северной оконечности Новой Земли.
11 августа - пересекает Карское море, первая встреча со льдами.
13 августа - прошли ночью мыс Челюскина, крайнюю северную точку Евразии и главные ледовые ворота Арктики - пролив Вилькицкого.
14 августа - северная граница моря Лаптевых: вот она кромка сплошных льдов, белое покрывало уходящее за горизонт.
15 августа - Северный ледовитый океан. Содрогаясь и скрежеща бортами о лед, корабль идет на пролом. Толщина льдов более полутора метров, а судно форсирует со скоростью 14 узлов и более.
17 августа штурман торжественно объявляет: "Широта 90 градусов". Долгота не называется, т.к. ее в этом месте нет! Это означало, что ледокол на Полюсе! 21 залп из ракетниц. На десятиметровой мачте развевается алое знамя страны. На дно была опущена памятная плита. На Северном полюсе ледокол пробыл 15 часов, и в обратный путь.
Второй механик атомохода «Арктика», Александр Григорьевич Копылов, сложил такие стихи:
Пришли сюда за тридевять земель,
Нелёгкие пройдя морские мили.
Мы не о славе думали своей,
Не честолюбием движимы были.
Россию славить и её дела –
Иной судьбы себе не представляем,
А то, что в долг нам Родина дала,
Сегодня мы частично возвращаем.
7 августа 1978 года в расцвете творческих сил Андрей Егорович Перевозчиков скончался, похоронен на кладбище г. Ленинграда.
Список литературы:
Перевозчиков Андрей Егорович // Замечательные люди Тугулымского района : сб. биогрф. ст. – Тугулым, 2008. – (серия: «Летопись Тугулымского края»). – С. 11-13.
Перевозчиков Андрей Егорович // Божий дар / З. Г. Багаева. – Тугулым, 1995.- С. 4-5.
Вернуться к списку